Основы тампонной печати

 

Основы тампонной печати.

 

Области применения тампонной печати.

 

Диапазон применения тампонной печати практически неограничен.

Тампонная печать используется:

при производстве сувенирной продукции;

в автомобильной промышленности (рычаги, кнопки, приборные панели и т.д.);

при производстве электронных изделий (переключатели, кнопки управления, кассеты, диски);

при изготовлении игрушек (печать на конструкторах, автомобилях, поездах и т.д.);

в медицине (шприцы, таблетки, ампулы);

пищевой промышленности (на шоколадных плитках и конфетах);

при производстве товаров для спорта и отдыха: мячи, шары и т.д.).

 

Преимущества тампонной печати.

 

Возможность печати на криволинейных поверхностях;

высокая скорость печати;

небольшой расход краски.

 

Недостатки тампонной печати.

 

Ограниченное поле печати. (Зависит от формата клише,формы запечатываемого изделия и формата тампона);

тонкий красочный слой (независимо от глубины клише, тампон не может “взять” из печатной формы всю краску);

высокая себестоимость клише и тампонов;

необходимые составляющие участка тампопечати.

 

Технологические этапы.

 

Вывод пленок на каждый цвет и размер;

изготовление клише на каждый цвет и размер;

изготовление оснастки под форму запечатываемого изделия;

смешение красок по Пантону;

приладочные работы;

печать тиража.

 

Необходимые составляющие для тампопечати.

 

1. Основные составляющие для тампонной печати.

Клише – это пластина с углублением, форма которого образует печатное изображение. Клише бывают стальными и полимерными. Полимерные клише используются на небольших тиражах (5000-10000 изделий). Стальные могут выдерживать миллионные тиражи.

Тампон – это упруго эластичный элемент, сделанный из силиконовой резины. Размеры, жесткость и геометрия тампона подбирается исходя из печатного изображения и формы изделия.

Красочная ванна с накатным валиком (форракель) и ракельным устройством (ракельный нож) или закрытой красочной системой (роль ракеля и накатного валика выполнят красочный «стакан»).

Ракельный нож – это приспособление, которое представляет собой металлический шпатель (для открытой системы), либо керамический диск (для закрытой системы), его задача наполнять печатное изображение и счищать лишнюю краску с клише.

Форракель – это приспособление, которое представляет пластину с пазом (иногда валик), его задача возвращать краску на клише, тем самым, заполняя её печатное изображение.

Ванна клише – устройство, в которое устанавливается клише и заливается печатная краска.

Оснастка для запечатываемого изделия.

2. Экспонирующая установка для тампонной печати.

Наиболее важным оборудованием для изготовления печатных форм являются экспонирующие установки. Эти установки бывают с механическим или вакуумным принципом. Вакуумный принцип предпочтительнее, т.к. он обеспечивает более точный контакт диапозитива с фотополимерной пластиной, особенно при воспроизведении изображений с мелкими элементами (силуэтами), в том числе и растровыми. Неплотный контакт вызывает эффект под копирования. В качестве источника света экспонирующей установки (ЭУ) оборудованы чаще трубчатыми УФ-лампами. ЭУ различаются по формату, по количеству и мощности ламп.

3. Комплект для проявки.

Можно проявлять фотополимерные клише, используя набор для ручной проявки:

ванночки для проявки,

щетки для промывки,

спиртометра,

термометра.

4. Расходные материалы.

комплект фотополимерных пластин,

набор необходимых тампонов,

набор красок, растворителей и отвердителей.

 

Печатные этапы.

 

1. Исходное состояние печатной машины.

a. Тампон находится над изделием.

b. Краска наброшена на клише (в изображении клише находится краска).

c. Изделие установлено для печати.

2. Опускание ракельного ножа.

a. Тампон находится над изделием.

b. Краска наброшена на клише (в изображении клише находится краска).

c. Изделие установлено для печати.

d. Ракель опустился на клише.

3. Перемещение тампона и очистка краски с клише.

a. Тампон перемещается в сторону клише.

b. Краска ракелем счищается с клише (в углублениях изображения краска остается).

c. Форракель погружается в красочную ванну.

4. Опускание тампона на клише.

a. Тампон опускается на клише, при контакте с клише происходит его деформация.

b. Краска входит в контакт с поверхностью тампона.

5. Забор тампона краски из клише.

a. Тампон поднимается от клише, забирая с собой краску.

b. Краска переходит с клише на тампон.

6. Перемещение тампона к изделию.

a. Тампон перемещается к изделию, перенося с собой краску.

b. Краска находится на тампоне.

c. Форракель наносит краску на клише, заполняя печатное изображение.

7. Опускание тампона на изделие.

a. Тампон опускается на изделие и деформируется, повторяя его форму.

b. Краска входит в контакт с изделием.

8. Окончание печати.

a. Тампон поднимается от изделия, отдав ему краску.

b. Краска переноситься с тампона на изделие.

c. Машина возвращается в исходное положение, печатный цикл закончен.

В результате мы видим, как с помощью упругого тампона происходит перенос плоского изображения с клише на цилиндрическое изделие ручку. Аналогичным образом можно напечатать изображение на более сложную поверхность, например даже на скорлупу грецкого ореха.

 

Проблемы печати и способы их устранения.

 

Проблема

Причина

Устранение

«Рваные» края логотипа (нечеткий контур)

Слишком густая краска пересыхает на клише

  • добавить растворитель
  • протереть клише растворителем
  • увеличить скорость печати
  • добавить замедлитель

Краска пересыхает на тампоне

  • увеличить скорость печати
  • добавить замедлитель

Слишком глубокое клише

Вымыть более мелкое клише

Тампон слишком плоский

Заменить тампоном более остроконечной формы

Грубая поверхность тампона

Заменить на другой, без поврежденной поверхности

Жирная или загрязненная поверхность запечатываемого изделия

Обезжирить поверхность запечатываемого материала спиртом

Тампон плохо берет краску с клише

Слишком густая краска пересыхает на клише

  • добавить растворитель

Краска пересыхает в клише

  • увеличить скорость печати
  • добавить замедлитель

Слишком мелкое клише

Вымыть более глубокое клише

Слишком глубокое клише

Вымыть более мелкое клише

Тампон слишком плоский

Заменить тампоном более остроконечной формы

Изношенная рабочая поверхность тампона

Поменять на более качественный

Жирная или загрязненная поверхность тампона

Очистить скотчем

Недостаточное давление тампона на клише

Увеличить давление тампона на клише

Тампон плохо отдает краску на изделие

Краска пересыхает на тампоне

  • убрать обдув
  • увеличить скорость печати
  • добавить замедлитель

Краска не «досыхает» на тампоне

  • включить обдув
  • добавить быстрый растворитель
  • уменьшить скорость печати

Неправильно подобрана серия краски

Необходимо подобрать серию краски, которая подходит для данного запечатываемого материала

Неправильная форма тампона

Подобрать тампон правильной формы

Изношенная рабочая поверхность тампона

  • смазать тампон маслом
  • поменять на новый

Недостаточное давление тампона на изделие

Выставить оптимальное давление на изделие (тампон отдает логотип+15%)

Жирная или загрязненная поверхность запечатываемого изделия

Обезжирить поверхность запечатываемого материала спиртом

Низкая температура окружающей среды

Включить нагревательные приборы

Непропечатка тонких линий

Краска пересыхает в клише

  • увеличить скорость печати
  • добавить замедлитель

Краска пересыхает на тампоне

  • убрать обдув
  • увеличить скорость печати
  • добавить замедлитель

Слишком глубокое клише

Вымыть клише с оптимальной глубиной (мельче, чем для плашек и толстых линий)

Неправильная форма тампона

Подобрать тампон правильной формы

Изношенная рабочая поверхность тампона

  • смазать тампон маслом
  • поменять на новый

Излишнее давление тампона на клише

Уменьшить давление тампона на клише

Высокая температура на тампонном участке

Понизить температуру с помощью кондиционирования

Низкая влажность в помещении

Включить увлажнитель воздуха

«Разбрызгивание» краски

Тампон плохо отдает краску

см. проблему «Тампон плохо отдает краску»

Слишком густая краска

Добавить растворитель

Слишком глубокое клише

Вымыть более мелкое клише

Низкая влажность в помещении

Включить увлажнитель воздуха

Низкая температура окружающей среды

Включить нагревательные приборы

«Растискивание» логотипа

Слишком глубокое клише

Вымыть более мелкое клише

Слишком густая краска

Добавить растворитель

Излишнее давление тампона на клише

Уменьшить давление тампона на клише

Неправильная форма тампона

Подобрать тампон правильной формы

Изношенная рабочая поверхность тампона

  • смазать тампон маслом
  • поменять на новый

Неравномерная заливка

Тампон плохо отдает краску

см. проблему «Тампон плохо отдает краску»

Тампон плохо берет краску

см. проблему «Тампон плохо берет краску»

 

Клише для тампонной печати.

 

Чтобы правильно выбрать клише, нужно рассмотреть несколько важных факторов:

Количество оттисков, которые Вам необходимо отпечатать,

тип печати: многоцветная, тонкие символы, полутона, четырехцветные и т.д.,

качество печати,

тип красочной системы Вашего тампопечатного оборудования (открытая или закрытая система),

есть ли возможность самостоятельно изготовить печатную форму на данном клише.

 

Металлические фоточувствительные клише для тампонной печати.

 

Тонкие стальные клише имеют толщину 0,3 или 0,5мм. Эти клише сделаны из специальной высококачественной стали с великолепным сопротивлением к механическому воздействию и имеют твердость 53-55 Hcr.

Процесс подготовки печатных форм включает химическое обезжиривание поверхности пластины, нанесение и сушку копировального слоя, экспонирование фотоформы, проявление и обработку копии, травление.

Клише из этого материала более прочные, чем фотополимерные, и имеют фиксированную глубину травления. Благодаря своей жесткости такие клише не требуют растрового экспонирования и предназначаются лишь для штриховых (безрастровых) работ. Они также имеют существенно большую тиражестойкость (от 100 000 до 250 000 оттисков).

 

Стальные клише для тампонной печати.

 

Клише сделаны из специальной высококачественной стали, устойчивой к окислению, толщиной 10 мм.

Это клише приспособлено к травлению с двух сторон. Уровень шероховатости поверхностей соответствует высокому качеству печати. Твердость стали: 61-63 Hrc.

Обладают ещё более серьезной тиражестойкостью (до миллиона оттисков), что является основным преимуществом стальных клише. Такие клише изготовляются по сложной, многоступенчатой технологии и, как правило, делаются на заказ для очень больших тиражей. Ввиду чрезвычайно высокой стоимости и длительного процесса изготовления в рекламной тампонной печати стальные клише не применяются.

 

Фотополимерные клише для тампонной печати.

 

Различаются количеством слоев фоточувствительного материала (однослойные и двухслойные) и вымывным раствором (спиртовымывные и водовымывные). Они состоят из фоточувствительного покрытия толщиной около 0,2мм, металлической основы толщиной 0,3мм и адгезивного слоя, обеспечивающего скрепление двух слоев. Фоточувствительный слой защищают специальной пленкой. Наиболее распространено применение двухслойных клише.

Однослойные фотополимерные клише применяют лишь в случаях очень четкого изображения небольших размеров, без сколько-нибудь значительных плашек. Кроме того, они существенно дороже, чем двухслойные.

При изготовлении спиртовымывных клише в качестве проявляющего раствора (удаляющего участки фоточувствительного слоя, соответствующие элементам изображения) используется спирт. В случае водовымывных соответственно, вода. Спиртовымывные обеспечивают лучшее качество и стабильность печати, чем водовымывные.

 

Технологический процесс.

 

У полимерных клише довольно мягкая поверхность. Ракельный нож двигается вдоль клише под определенным давлением и поэтому погружается более глубоко в те участки изображения (плашки), которые параллельны краю ножа, из-за чего на печати появляются области с разной плотностью краски. Этот эффект называют “вычерпыванием”. Для устранения этого эффекта используется повторное экспонирование клише сквозь растровую сетку (так называемый “опорный растр”).

При этом «плашка» перестает быть открытой углубленной областью на клише, а становится совокупностью небольших выступов (“пиков” или “столбиков”). Эти “столбики” поддерживают ракельный нож и исключают “вычерпывание”, красочный слой становится более ровным. Повторное экспонирование возможно лишь при использовании двухслойных клише.

 

Тампоны для тампопечати.

 

Важным элементом процесса получения оттиска является тампон – упруго-эластичное звено, передающее изображение с печатной формы на запечатываемую поверхность. Возможности процесса и качественные параметры отпечатка в значительной степени зависят от свойств тампоны – твердости и эластичности, способности воспринимать и отдавать краску, устойчивости к истиранию, к действию компонентов печатной краски и растворителей. Тампоны изготовляются из упруго-эластичных материалов, способных восстанавливать после сжатия свою первоначальную форму без значительных остаточных деформаций.

Свойства тампона играют важную роль в правильной передаче изображения. Тампон должен иметь гладкую поверхность и заданную геометрическую форму, обеспечивающую контакт с печатной формой и запечатываемой поверхностью без проскальзывания.

Применяемые сегодня тампоны изготавливают из силиконовой резины. Они могут иметь самую разную конфигурацию, которая определяется формой и размерами запечатываемой поверхности.

 

Форма тампона.

 

Тампоны имеют различную геометрическую фигуру, которая в основном зависит от характера изображения и формы запечатываемого изделия. Форма тампона подбирается таким образом, чтобы обеспечить «накатное» движение материала тампона в момент его опускания как на клише для забора краски, так и на предмет - для печати. Без этого «наката» под тампоном остается воздух, что приведет к искажению изображения и неравномерной печати. Все формы тампонов можно разделить на три группы:

круглые

прямоугольные

цилиндрические

 

Размер тампона.

 

Непременным условием получения качественного оттиска является достижение при контакте тампона с печатной формой и запечатываемой поверхностью необходимой величины зоны контакта. Ширина и длина тампона определяется, прежде всего, размерами переносимого изделия.

 

Жесткость тампона.

 

Одной из наиболее важных характеристик тампонов, влияющих на их эксплуатационные показатели, является жесткость. Жесткость представляет собой способность тела сопротивляться образованию деформации. Жесткость тампона и создаваемое им давление в зоне печатного контакта влияет на полноту перехода краски с печатной формы на поверхность тампона.

Жесткость тампона обычно определяется количеством силиконового масла, используемого при отлитии тампона - чем масла больше, тем меньше жесткость. Жесткий тампон меньше деформируется при печати и, следовательно, лучше переносит изображение. Кроме того он более долговечен. Но бывают случаи, когда использование жесткого тампона не возможно. К таким случаям относятся следующие ситуации:

печать на хрупком, стеклянном изделии (елочная игрушка),

печать на мягкой поверхности (резина),

так как жесткий тампон может деформировать изделие,

запечатываемое изделие имеет большую кривизну (кружка, стакан).

В этом случае мягкий тампон обеспечит лучший перенос краски.

Тампон должен удовлетворять ряду требованиям. Материал тампона должен быть однородным, без каких либо посторонних включений, имеющих другую твердость или упругость. Наличие этого недостатка может привести к браку, особенно при печатании мелких деталей изображения. Тампон должен иметь гладкую рабочую поверхность и правильную заданную форму. Твердость его должна находиться в пределах 2-30 ед. по Шору (Shore).

Твёрдость по Шору (Shore) — метод определения твёрдости очень твёрдых материалов, преимущественно металлов, по высоте, на которую после удара отскакивает специальный боёк (осн. часть склероскопа Шора), свободно и вертикально падающий с определённой высоты. Твердость по этому методу Шора оценивается в условных единицах, пропорциональных высоте отскакивания бойка. Метод и шкала предложены американским промышленником Альбертом Ф. Шором в 1906 году. Обозначается HS, где H — Hardness, S — Shore.

Особое внимание следует обратить на кончик тампона. Это самая сложная зона, в особенности при печатании плашек. Если острие тампона не может касаться пробелов, то следует применять тампон со средним углом качения и более острым углом. У более плоского тампона угол качения был бы слишком мал и это привело бы к образованию просветов на изображении. При использовании слишком острого тампона в местах соприкосновения возникло бы слишком большое давление, которое при печатании плашек выдавило бы краску.

В некоторых случаях новый тампон без предварительной обработки поверхности не воспринимает краску. Первоначально поверхность тампона необходимо протереть разбавителем краски с помощью мягкой салфетки. В перерывах и по окончанию работы тампоном следует очищать неактивным растворителем (например, этиловым спиртом).

Тиражестойкость тампона может колебаться от нескольких сотен до сотни тысяч. Оно прежде всего зависит от состояния объекта печати и обращения с тампоном. Острые края запечатываемого изделия или частички грязи при плохой очистке и хранении могут сильно понизить срок службы тампона. Тампон выходит из строя в основном из-за набухания в агрессивных растворителях. Чем ниже твердость тампона, тем он больше содержит пластфикатора, который вымывается, а тампон набухает.

 

Принципы тампонной печати.

 

Для того чтобы понять, почему колебания температуры и другие изменения в окружающей среде способны оказывать сильное воздействие на качество тампопечати необходимо вспомнить основные принципы тампонной печати. Для того чтобы силиконовый тампон забрал краску с клише и перенес ее на запечатываемый материал, с поверхностным натяжением краски должно произойти очень быстрые изменения, обусловленные испарением растворителей. Более того, тампонная печать - это тонкопленочный процесс. Он начинается с глубины травления клише - только 25 микрон... и только около половины краски забирает тампон. При этом из краски 60% приходится на растворитель, испаряющийся в процессе движения тампона, оставляя лишь 5- микронный слой сухой краски, переносимой на предмет.

И теперь вам должно быть понятно, почему этот тонкий красочный слой является таким восприимчивым к изменениям в температуре, уровню влажности, статике и даже к перемене воздушных потоков, обусловленной открытой форточкой или дверью в цех. Контролирование процента испаряемого из краски растворителя - это ключ к преодолению воздействий изменений, происходящих в окружающей среде. Если растворитель испаряется слишком быстро, краску даже не удастся забрать с клише - она просто высохнет в углублениях формы! Если же растворитель испаряется слишком медленно, поверхность у тампона может оказаться недостаточно клейкой для того, чтобы поднять краску из углублений формы. При таких крайних значениях обе ситуации приводят к одному и тому же результату - к недостаточному количеству краски или к ее полному отсутствию на тампоне. Более того, если краска находится на тампоне, эффект будет сходный. Если растворитель улетучивается слишком быстро, краска высыхает и остается на тампоне. Если растворитель испаряется слишком медленно, с тампона на поверхность перейдет только небольшое количество краски.

 

Добавление растворителей.

 

В большинстве случаев в процессе тампопечати вам потребуется регулярно добавлять растворитель в краску. Сколько потребуется его добавлять и как часто, будет зависеть от окружающих условий, а также от типа оборудования, которое вы используете. Машины с закрытой красочной системой, например, не допускают испарения растворителей из красочной ванны (чашки), поэтому, как правило, добавлять растворитель во время работы здесь не требуется. В теплом помещении, при открытой ракельной системе, в процессе тампопечати вы должны будете добавлять растворители каждые 20-30 минут. Но помните: всегда добавляйте строго определенное количество - не делайте этого наугад!

Использование определенных растворителей для тампонной печати обеспечивает полный контроль над процессом тампонной печати. Различные растворители для тампонных красок имеют разные температуры кипения. Те, у которых точки кипения низкие, известны как быстрые и быстро испаряются, те у которых точки кипения выше, известны как медленные и улетучиваются медленно. Обычно при продаже красок для тампонной печати предлагается некий стандартный набор растворителей, подходящий для некоего стандартного климата. Но это не страшно - всегда можно смешать свой собственный состав. Не смешивайте растворители разных производителей.

 

Контроль над температурой и воздушным потоком.

 

Чем стабильнее условия окружающей среды, тем более эффективно вы можете контролировать данный процесс. Казалось бы, установи кондиционер - и нет проблем! Но температура в помещении - это еще не все! Есть ряд других параметров, которые необходимо контролировать, но которые не столь очевидны. Например, устанавливайте тампонный станок подальше от воздействия прямых солнечных лучей. Не стоит располагать машины тампонной печати близко от конвейерных сушек. Не ставьте тампонный станок в тех зонах производственного помещения, которые подвержены значительным температурным колебаниям, даже если они кондиционируются, например, у входа/выхода из помещения.

Если в помещении, где вы работаете, кондиционер отсутствует, можно выйти из положения используя строительные фены или тепловентиляторы. Когда температура низкая, и растворитель, находящийся в краске, улетучивается недостаточно быстро, то горячий или даже холодный воздушный поток, нагнетаемый феном или вентилятором на тампон либо на запечатываемую поверхность, сильно улучшит результат тампопечати. А далее, методом проб и путем экспериментов, вы сможете определить нужную скорость, температуру и направление воздушного потока в процессе тампопечати.

Не стоит забывать о роли, которую играет температура, безотносительно к процессу тампонной печати. Речь идет о хранении запечатываемых материалов до, а в ряде случаев и после тампопечати. Часто запечатываемые материалы хранятся на складах, которые не отапливаются. И когда вы принесете эти материалы в теплое помещение, особенно в зимний период, разница в поверхностных температурах приведет к удручающему результату. На запечатываемой поверхности может образоваться очень тонкий слой конденсата, который в основном не виден невооруженным глазом. В подобных условиях вам будет трудно добиться хорошего отпечатка или приемлемого прилипания краски. Для предотвращения подобной ситуации принесите материалы в цех за несколько часов до печати, чтобы дать им время вылежаться до стабильной температуры. Продукция, которую необходимо хранить после печати, также может подвергнуться воздействию низких температур. Если вы используете двухкомпонентную тампонную краску, не давайте запечатанным изделиям попадать в температурные условия, ниже 15 градусов до тех пор, пока они полностью не высохнут (отвердеют). Помните, что процесс отвердения тампонной краски может длиться до четырёх дней и даже дольше. Если температура изделий упадёт ниже 15 градусов по Цельсию, тампонная краска перестанет отвердевать и в дальнейшем может осыпаться с запечатываемого изделия.

 

Борьба с пылью на участке.

 

Держите тампонную машину подальше от окон и систем вентиляции. Например, не располагайте ее под воздуховодом или у форточки. Циркулирующий воздух не только обеспечивает быстрое испарение растворителя, но также может стать причиной загрязнения, особенно, при печати достаточно больших изображений или при пропечатывании изображения несколько раз для увеличения непрозрачности отпечатка. Многие изделия, с которыми работают печатники тампонной печати, упакованы в картонные коробки, что, разумеется, вызывает образование пыли. Отсюда правило: распаковывайте изделия подальше от тампонного станка. Пыль в вашем производственном помещении будет попадать на липкие детали запечатываемых материалов, загрязнять печатный тампон. Кроме того, загрязнения сокращают срок службы тампона. Единственный способ преодолеть эту проблему - неизменно поддерживать чистоту в помещении, где установлено тампонное оборудование. Необходимо пылесосить полы, а не подметать их, так как веник (метла) только перемещает пыль и та неминуемо осядет на клише, красочную ванну и иные детали тампонного станка. Уборку следует делать ночью, после того, как производство остановлено. Протирайте все поверхности, а не только пол, влажной тканью. Пользуйтесь во внерабочее время люстрой Чижевского для уменьшения уровня запыленности в помещениях, где находятся тампонные станки.

 

Контроль над влажностью и статикой.

 

Нередко опытные печатники тампонной печати кипятят чайник рядом с тампонным станком - не для того, чтобы приготовить кофе, а чтобы получить водяные пары в сухие морозные дни, когда актуальна проблема со статикой. Низкая влажность часто вызывает проблемы с большинством видов печатных процессов, к тому же при работе тампонного станка образуется статическое электричество, так как силикон тампонов является диэлектриком, который деформируется в процессе печати. Кроме того, зачастую мы печатаем по пластиковым поверхностям, что создает дополнительный источник статического напряжения. Типичным результатом воздействия статического электричества на процесс тампопечати является образование пробельных элементов (плешь) на запечатываемой поверхности. И причина здесь не в недостаточной глубине формы (клише), которую вы травили. К сожалению, эту проблему труднее решить, чем заметить. Самое простое решение - Уменьшить количество статического электричества путем снижения скорости работы тампонного станка, в первую очередь на этапе забора краски и ее отдачи. Пробовали заземлить тампоны и клише, но это слабо помогает решению данной проблемы. Больше пользы приносит нахождение кипящего чайника или автономного увлажнителя рядом с машиной. Если вы используете увлажнитель, убедитесь, что он саморегулирующийся и может поддерживать заданный уровень влажности.

Другими возможностями, уменьшающими статику в процессе тампонной печати, является использование антистатических средств и коронарных разрядников. Антистатические приспособления снизят классические дефекты: "игловидные брызги" краски при тампопечати, но следует быть осторожным, используя их, так как иногда они способны разрушить химический состав краски. А использовать коронарный разрядник можно только при тампонной печати по пленкам или другим плоским поверхностям.

 

Контроль над скоростью машины.

 

Другая проблема, которую упускают из виду некоторые печатники, заключается в том, насколько быстро работает тампонный станок. Регулируя скорость работы тампонного станка, вы даете растворителю больше или меньше времени на испарение, что позволяет вам в той или иной мере реагировать на изменения влажности в помещениях на производстве. При понижении скорости тампопечати также снижается и количество статики, вырабатываемой тампоном в процессе тампопечати.

Самая распространенная ошибка, которую совершают в этом случае, состоит в том, что тампопечать ведут на слишком высоких скоростях. Снижение скорости часто позволяет улучшить качество тампонной печати и уменьшить количество брака. Помимо того тампопечать на невысоких скоростях обеспечивает забор большего количества краски с клише и передачу ее на запечатываемую поверхность, что увеличивает укрывистость. К тому же снижается вибрация машины, да и оператор в этом случае может отслеживать качество гораздо более тщательно. Помните, что для вас критично число отпечатков хорошего качества, а не число циклов, выполненных тампонной машиной. Основные составляющие печатного цикла тампонной машины - это контроль над забором краски и ее отдачей. Я бы не стал обсуждать покупку автоматической машины, которая не позволяет регулировать скорость этих двух этапов (известных как "время выстоя"). Данная функция позволяет тонко настроить печатный процесс, поскольку то, как тампон поднялся или опустился на клише и на поверхность, определяет, в конкретных рамках, и переносимое количество краски. Вы пытаетесь достичь мягкого, прокатывающего движения тампона, а "мягкого" чаще всего означает "медленного". Машины без функции регулировки времени «выстоя» тоже способны работать достаточно адекватно, но эта функция поистине незаменима, когда вы сталкиваетесь с проблемой качества печати и вам необходимо поддерживать скорость машины.

 

Контроль над изменяемыми параметрами.

 

Мы рассмотрели, как условия окружающей среды способны повлиять на качество печати, но этим не исчерпываются важные параметры печатного процесса тампонной печати. Ключ к успешной тампопечати - в контроле над всеми параметрами. Но помните, когда бы вы ни столкнулись с проблемой качества, никогда не изменяйте более одного параметра за один раз и всегда записывайте, какие настройки вы выполнили. Храните образцы и присваивайте им номера в соответствии со своими записями, чтобы всегда можно было просмотреть, какие изменения улучшили, а какие ухудшили качество печати.

 

Этапы настройки тампонного станка.

 

1. Подобрать тампон по форме и размеру в зависимости от размера логотипа и формы запечатываемой поверхности.

2. Подготовить оснастку для изделия. Основное требование к оснастке - изделие должно устанавливаться в оснастку без люфтов (для нестандартных изделий используем гипсовые формы).

3. Позиционирование тампона относительно печатной формы.

4. Спозиционировать изделие относительно изображения, которое находится на тампоне.

5. Пробная печать.

 

Краски для тампонной печати.

 

Для тампонной печати используются специальные краски, которые в отличие от трафаретных должны иметь более мелкие пигменты и должны быть более насыщенными, иметь высокую интенсивность для обеспечения достаточной кроющей способности, кроме того, краски должны быть липкими, текучими и обладать специальными печатно - техническими свойствами.

 

Состав краски.

 

Краски для тампонной печати включают следующие компоненты:

Красящие вещества (пигменты или красители).

Связующее (смолы).

Растворители.

Дополнительные добавки.

Красящие вещества. Красящими веществами являются пигменты или красители. Красители растворимы в красильной среде (растворителе). В процессе окрашивания они проникают внутрь материала и образуют более или менее прочную связь с волокнами. Пингменты нерастворимы. В краске они находятся в связующем (олифе, нитроцеллюлозе и др.) и свойства краски зависят больше от связующего, чем от пигмента. Связь с окрашиваемым материалом обеспечивает связующее. Красители обычно — органические вещества. Пигменты большей частью - мелкая дисперсия минералов, хотя они могут быть как органическими так и неорганическими. Введение пигментов в лакокрасочные материалы является основным методом регулирования декоративных свойств покрытий – цвета и непрозрачности (укрывистости). Пигмент придаёт укрывистость пигментированному материалу в том случае, если его показатель преломления выше показателя преломления связующего. Чем больше разница в показателях преломления пигмента и связующего, тем больше укрывистость такого пигментированного материала. Кроме того, важна форма частиц пигмента, например, пластинчатая форма частиц пигмента даёт большую укрывистость, чем игольчатая или сферическая.

Связующее. Задача связующего склеить красящее вещество с поверхностью печатного изделия. От свойства связующего зависят: адгезия краски с печатным материалом, способы сушки, светостойкость, высота красочного слоя, глянец, стойкость к истиранию. В основе связующего, как правило, лежит смола с растворителем, который отвечает за консистенцию краски до момента ее высыхания.

Растворители. Дают возможность смеси смолы и пигмента перенестись на поверхность во время томпопечати. Тампонная печать требует быстро испаряющихся растворителей для предачи краски. К тому же использование "быстрых" растворителей делает возможной многокрасочную печать "сырое по сырому".

Добавки. Для улучшения свойства краски существуют различные добавки. Они включают в себя пластификаторы и поверхностно активные вещества, созданные для повышения эластичности краски, стабилизации пигмента и других характеристик важных для тампопечати. Без них краска будет страдать такими дефектами как: хрупкость, низкая прочность красочного слоя, отделение пигмента и неудовлетворительная укрывистость.

Внизу перечислены основные их виды.

Растворители, замедлители - снижают вязкость краски и скорость ее высыхания.

Улучшители текучести - улучшают растекание краски на отпечатке, снижают образование мелких пузырей.

Антистатики - улучшают электропроводность краски, снижают накопление статического разряда, уменьшают статическое разбрызгивание.

Отвердители и катализаторы - улучшают адгезию краски к сложным материалам.

Матовая добавка- делает краску более матовой.

Пигменты, кроющие пасты - красящие добавки, увеличивающие светосилу (насыщенность) и кроющую способность краски.

При неправильном применении добавок можно ухудшить свойства краски. Поэтому всегда строго следуйте рекомендациям производителя краски.

 

Основные параметры краски.

 

Тип связующего. От типа связующего зависят печатные, эксплуатационные и адгезивные свойства краски.

Способ сушки (естественная сушка, К (конвекционная), ИК (инфра красное излучение), УФ (ультра фиолетовое излучение). От способа сушки зависит скорость высыхания краски и ее адгезия к запечатываемому материалу.

Степень укрывистости (Прозрачная, полупрозрачная, полукроющая, кроющая, супер кроющая). Степень укрывистости показывает, насколько плотно красочный слой может закрыть темный цвет запечатываемого материала. Если напечатать прозрачной краской на черный цвет, то цвета краски не будет видно. Если краска полукроющая, то цвет краски будет грязный из-за просвечиваемого цвета подложки. Супер кроющие краски способны максимально плотно закрыть черный цвет.

Высота краски (низкая, средняя, высокая). Высота краски говорит о том, насколько толстый красочный слой останется после ее полного высыхания (Рельеф отпечатка).

Уровень глянца (краска супер матовая, матовая, бархатисто матовая, глянцевая, супер глянцевая). Глянец краски показывает, насколько сильно красочный слой может отражать или рассеивать свет.

Длинна краски (короткая, длинная). Это способность краски рваться или тянуться при растяжении. Зависит от когезии связующего.

 

Свойства красок для тампонной печати.

 

Тампонные краски должны быть длинными и обладать низкими тиксотропными свойствами. Чем длиннее краска, тем лучше она переходит с поверхности тампона на изделие. Чем ниже тиксотропные свойства, тем четче будет край отпечатка.

Длинная краска. Это способность краски тянуться при растяжении. Если вы попробуете взять шпателем длинную краску из банки, то за шпателем должны тянуться длинные нити, что свидетельствует о сильной когезии.

Тиксотропные свойства. В тампонной печати краски должны обладать низким тиксотропным свойством. При давлении тампона краска не должна становиться более текучей и выдавливаться из клише.

 

Типы красок.

 

Красочные системы, применяемые на производстве в настоящее время, можно разделить на шесть различных категорий:

1. краски, работающие за счет испарения растворителя;

2. оксидное отверждение;

3. реактив (т.е. катализаторное отверждение, два компонента);

4. УФ отверждение;

5. сублимация;

6. термокраски для керамики и стекла.

 

1. Краски на основе растворителей.

Краски на основе растворителя преобладают в тампонной печати. Они высыхают очень быстро путем испарения растворителя, подходит для многих пластиков. Самый простой способ проверить подходят ли краски на основе растворителя для конкретного пластика - капнуть растворитель, который используется в данной краске для разбавления, в поверхность материала. Если растворитель плавит пластик, есть все основания полагать, что данная краска прилипнет к поверхности очень хорошо.

 

2. Краски окислительного отверждения.

Данный тип краски закрепляется на поверхности запечатываемого изделия за счет взаимодействия смолы, которая входит в состав краски, с кислородом воздуха. Тампонные краски окислительного отверждения применяются в тампонной печати относительно редко из-за медленной скорости высыхания, но они отлично подходят для тампопечати на металле и стекле.

 

3. Двухкомпонентные краски.

Двухкомпонентные краски также содержат смолы, способные к полимеризации. Но необходимый катализатор (отвердитель) должен быть добавлен в краску непосредственно перед печатью. Краска закрепляется на запечатываемой поверхности способом взаимодействия отвердителя со связующим краски. При этом способе закрепление краски происходит в два этапа. На первом краска закрепляется за счет испарения растворителя, при этом окончательная прочность красочного слоя не достигается (от нескольких секунд до нескольких минут). На втором этапе краска закрепляется за счет химического взаимодействия отвердителя со связующим краски, при этом достигается окончательная прочность красочного слоя (от нескольких часов до 2-4 суток). Термообработка значительно сокращает время полимеризации. Другой важный фактор - после печати температура напечатанного красочного слоя не должна падать ниже 15 градусов. Если это произойдет, процесс полимеризации (отверждения) прекратится.

Как следует из названия, эта краска состоит из двух компонентов: краски и отвердителя (катализатора). Перед началом печати краска и отвердитель смешиваются в пропорции указанной производителем красок. С этого момента начинается реакция полимеризации. Время для печатания определяется жизнестойкостью краски, оно составляет, как правило, около 8 часов и называется «время чаши». В зависимости от температуры окружающей среды и серии красок, этот период может варьироваться от 4 до 12 часов. Необходимо проявлять особую точность при смешивании краски с отвердителем. Небрежное смешивание двухкомпонентной краски может дать неравномерное прилипание и другие явления в виде непропечатки и т.п.

Основной сферой применения двухкомпонентных тампокрасок, если требуется хорошая сопротивляемость к воздействию химикатов или стойкость к износу, является тампопечать на сложных поверхностях, таких как металлы, некоторые виды пластиков, стекло и лакированные поверхности.

 

4. УФ-отверждаемые краски.

Поскольку в УФ красках нет растворителей, нельзя полагаться на испарение растворителей в печатном процессе, как с обычными красками.

Но, тем не менее, производители достигают отлипа необходимого в тампонной печати. При глубине травления клише для УФ красок около 20 микрон, только приблизительно 6 микрон прилипает к тампону. Но поскольку УФ краски не содержат испаряющихся жидкостей, красочный слой в этом случае гораздо более плотный, чем сырой красочный слой обычных красок. УФ краски содержат помимо красящего вещества мономер и фотоинициатор. Отверждение краски происходит только под воздействием ультрафиолетового света. Для печатников значительное преимущество технологии УФ тампопечати заключается в том, что небольшие изменения, происходящие с окружающей средой не затронут краску, тем самым обеспечивая гораздо большую стабильность процесса.

 

5. Сублимационные краски.

Сублимационные тампонные краски вовлечены в особый процесс, где твердые вещества обращаются в газообразное состояние при нагревании. Когда эти краски наносятся на подходящую поверхность и затем нагреваются до определенной температуры (примерно 200?С), красители в краске сублимируются, поверхность материала становится пористой и краска проникает в материал. Это существенно изменяет цвет запечатываемого материала. Как только материал охлаждается, краска запечатывается в поверхность. Тампонная печать - подходящий процесс для сублимации, поскольку время переноса краски должно быть сведено к минимуму для предотвращения миграции пигмента цвета. Запечатываемым материалом могут быть клавиатуры и другие изделия, где крайне важна стойкость запечатанного изделия к износу. Цветовая гамма тампонных сублимационных красок ограничена и подбор пантонных цветов практически невозможен. Другое ограничение в применении тампонных сублимационных красок заключается в том, что цвет поверхности должен быть светлее, чем цвет красок.

 

6. Термокраски для стекла и керамики.

Термокраски, используемые для печати на стекле и керамике, при обычных условиях находятся в твердом состоянии. Перед применением термокраску необходимо нагреть до жидкого состояния. Термокраски становятся жидкими, когда температура повышается до 80 С. Печатное оборудование, используемое для тампопечати, нагревает клише и красочные резервуары. В отличие от обычных красок для тампопечати намокания тампона происходит не из-за испарения растворителя, а из-за охлаждающего эффекта, когда тампон контактирует с краской в углублениях клише. Краска передается с тампона на поверхность, поскольку внешний слой краски остается липким, чем краска, которая находится на поверхности тампона. Охлаждающий эффект создает возможность для дальнейшего полного переноса краски. Процесс тампопечати термокрасками позволяет перенести довольно много краски в процессе печати, т.к. глубина клише в этом случае больше - от 30 до 50 микрон. После печати изделия подвергаются обжигу, для стекла при температуре около 580?C, керамики - 1200?C. Изделия запечатанные тампонной термокраской не следует мыть в посудомоечной машине.

 

Закрыть