Создание и регенерация трафаретных печатных форм

 

Натяжение трафаретной сетки на раму.

 

Подготовка трафаретной рамы.

 

1. Очистка рамы от краски и эмульсии производится с помощью растворителей и специализированных смывок.

2. Удаление остатков клея с рамы производится с помощью шлифовальной ленточной машиной. Если клей лежит по всей поверхности рамы равномерно, то операцию можно не проводить.

3. Придание шероховатости. Эта операция проводиться с новыми рамами. Шероховатость раме можно придать с помощью пескоструйной обработки или шлифовальной машинки. Пескоструйная обработка увеличивает площадь приклеиваемой поверхности на 100-150%. Что соответственно в 2-3 раза увеличивает силу приклеивания.

4. Удаление заусенца и округление углов. Наличие на раме острых углов и заусенцев может привести к ее разрыву при натяжении или в процессе эксплуатации. После удаления клея или придания ей шероховатости проверьте на ощупь зачищенную поверхность и углы рамы на отсутствие острых кромок заусенцев и забоев. Если таковые есть, то их нужно зачистить с помощью наждачной бумаги средней зернистостью (№10-№20).

5. Обезжиривание рамы. Для обезжиривания рамы, нужно применять обезжириватель NT-9 или A9 extra. Он также применяется для обезжиривания сеток. Обезжириватель наноситься щеткой, и смывается большим количеством воды, пока не сойдет пена. При применении других обезжиривателей, например растворителей ацентон, №646 как правило на тряпке которой производят обезжиривание остаются масляные и жировые отложения что делает обезжиривание не качественным. От качества обезжиривания зависит, слетит сетка или нет.

6. Сушка рамы. После обезжиривания и промывки раму нужно тщательно высушить под теплым воздухом или ИК излучением. Наличие на раме влаги может привести к отклеиванию трафаретной сетки. Не допускается трогать руками обезжиренную поверхность.

 

Натяжение сетки.

 

1. Выбор сита. Трафаретная сетка выбирается исходя из задач, которые должны решаться при печати. Это разрешение (печать тонких элементов), укрывистость (какой слой краски мы должны напечатать), тиражестойкость (максимальное количество отпечатков).

2. Натяжение под прямым углом. Стандартная установка рамы под прямым углом к направлению нитей сита. Размер трафаретной сетки выбираем равной длины рамы плюс припуск со всех сторон под натяжное устройство. В наших клипах припуск составляет 100 мм. (с каждой стороны). Пример: если рама имеет внешний размер 500х600 мм., этом случае сетки понадобится 700х800 мм.

3. Установка рамы в натяжное устройство. При установке рамы в натяжное устройство нужно проконтролировать, чтобы верхняя поверхность рамы была на 2-3 мм выше нижней части зажима. Это обеспечит прилегание сита к раме при ее натяжении. Если сито не будет прилегать, то не будет контакта клея с рамой, соответственно сетка не склеится с рамой.

4. Контроль точности установки трафаретной сетки по направлению нитей осуществляется с помощью нарисованной маркером линии, которая должна быть параллельна стороне сита. В процессе натяжения эта линия не должна быть искривлена. Если искривление будут присутствовать, то при получении растровых изображений мы можем столкнуться с муаром.

5. Установка сита в поперечные зажимы. Поперечным зажимом считается тот, который тянет сито в направлении перпендикулярном движению ракеля. Во время установки нужно следить за тем, чтобы зажимы упирались роликами в раму, зажимы располагались на одной линии и были состыкованы по торцам. В процесс фиксации сита нужно стараться, чтобы оно не сдвигалось относительно зажима.

6. Установка сита в продольные зажимы. Продольным зажимом считается тот, который тянет сетку в направлении движения ракеля. Во время установки нужно следить за тем, чтобы зажимы упирались роликами в раму, а нижние зажимы располагались на одной линии и были состыкованы по торцам. В процесс фиксации сита нужно стараться, чтобы оно не сдвигалось относительно зажима.

7. Выбор усилия натяжения сита происходит по рекомендациям производителя. Усилие натяжения зависит от номера сетки, диаметра нити и её материала.

8. Установка усилия натяжения. В натяжном устройстве усилие натяжения сита задается с помощью редукторов, которые регулируют давление в цилиндрах. Поэтому для регулировки усилия натяжения необходимо использовать тензометр.

9. Натяжка сита. В начале сетку нужно растянуть в продольном (по ходу ракеля) направлении. После растяжения в продольном направлении производим натяжение в поперечном направлении. Усилие натяжки в поперечном и продольном направлении контролируем с помощью тензометра.

10. Стабилизация сетки. Для печати высокоточной продукции (электронные платы, измерительные шкалы и т.д.) нужно дать ситу выстояться 1-2 часа. В течение этого времени сито стабилизируется (перестает растягиваться). Для стандартных работ, где не требуется очень высокой точности время на стабилизацию можно снизить до 30 минут.

11. Обеспечение контакта сетки и рамы. Для обеспечения контакта сита с поверхностью рамы положите грузы по периметру в те места, где плохой контакт. Груз нужно положить на небольшом расстоянии от рамы так чтобы не мешал при нанесении клея. Если его поставить ближе к центру, то после снятия давления с зажимов усилие в сите может упасть.

 

Приклеивание сетки к раме.

 

1. Подготовка клея. Разведите клей KIWOBOND 1000 HMT согласно инструкции. При смешивании клея с отвердителем точно следуйте рекомендациям по пропорциям. При нарушении пропорций клея либо отвердителя, адгезия будет не стабильна. Для приклейки трафаретных сеток с высоким разрешением можно воспользоваться разбавителем.

2. Нанесение клея. Клей наноситься на трафаретную раму с помощью кисти с короткой щетиной. Клей втирается в сетку, при этом нужно контролировать отсутствие воздушных пузырей между сеткой и рамой.

3. Сушка клея. Время высыхания клея напрямую зависит от температуры в помещении и его вентиляции. При использовании клея KIWOBOND 1000 HMT через 20-30 мин. можно уже снять усилие натяжения при 20?С. Однако полное отверждение и приобретение химической стойкости, как правило, происходит через 24 часа. Нельзя производить воздействие на клей растворителя до 24 часов. Если на поле сита попал клей, то его аккуратно можно очистить Ацетоном или 646 растворителем. При правильном соблюдении технологии после снятия натяжения, усилие натяжения сетки падает примерно на 5-10%.

4. Обрезка сита. С помощью острого ножа обрежьте сито в край рамы по ее периметру. Будьте аккуратными и внимательными не порежьте сито и руки.

 

Этапы изготовления трафарета.

 

Обезжиривание трафаретной сетки.

 

1. Выбор обезжиривателя. Обезжиривание нужно производить только специализированными препаратами, предназначенными для трафаретной печати NT-9 или A9 extra. При применении бытовой химии, возможно забивание высоких номеров сита из-за дисперсной структуры некоторых препаратов. Гранулированные стиральные порошки, моющие пасты, моющие средства и т.д., могут снижать упругость и эластичность сита при применении различных щелочей и перекисей. Экономя на фирменных препаратах Вы можете проиграть в сроке эксплуатации сита и понести дополнительные финансовые и временные затраты на его перетяжку. При средних тиражах 500 отпечатков и правильной обработке сита, трафарет может быть использован повторно 25-30 раз.

2. Нанесение обезжиривателя. Смочите трафарет водой с ракельной и печатной стороны. Это делается для более простого и экономного нанесения обезжиривающего препарата. Нанести некоторое количество обезжиривателя на сетку и тщательно распределить образовавшуюся пену с обеих сторон с помощью щетки. При этом загрязнения и жиры эмульгируются и становятся водорастворимыми. Щетка не должна быть жесткой (жесткие щетинки могут повреждать нити сетки) и должна применяться только для обезжиривания.

3. Смывка обезжиривателя. Обезжириватель нужно смывать очень тщательно до тех пор, пока вода не перестанет пениться, и остатки обезжиривателя не видны. Смывать обезжириватель можно с помощью насоса высокого давления или душа.

4. Сушка трафаретной формы. Для ускорения сушки можно удалить излишки воды с помощью водного пылесоса или пористой синтетической тряпкой. Также можно поставить раму вертикально по длинной стороне и дать воде стечь. Окончательную сушку производят в сушильном шкафу с помощью потока теплого воздуха (30-40?С). Если температура будет высокой, это может ослабить силу натяжения. Нельзя допускать сушку сетки в грязном и пыльном месте, а также нужно следить за отсутствием пыли в потоке воздуха. Наличие пыли на сите приведет к неравномерному нанесению эмульсии, наличии светлых пятен на эмульсии после сушки.

 

Нанесение фотоэмульсии.

 

1. Контроль сушки. Проконтролируйте отсутствие влаги и капель на трафаретной сетке и раме. Если влага присутствует, в этом случае повторите процесс сушки в сушильном шкафу до полного высыхания трафаретной формы.

2. Контроль чистоты сетки. Проконтролируйте чистоту сита от мусора и пыли. Наличие пыли на сетки приводит к неравномерному нанесению эмульсии образованию светлых пятен (рыбий глаз) и микроотверстий. Если на сетки есть пыль, то пропылесосьте ее или промойте водой с последующей сушкой.

3. Выбор эмульсии. Выберите нужный тип фотоэмульсии. Эмульсия выбирается на основе следующих критериев:

a. Стойкость к краскам. Для разного типа краски (водная, пластизолевая, сольвентная и т.д.) нужны разные фотоэмульсии.

b. Разрешение. Чем выше разрешение фотоэмульсии, тем более мелкие детали можно получать на трафарете.

c. Твердые частицы. Чем больше количество твердых частиц, тем меньше усадку даст фотоэмульсия после ее сушки. Старайтесь выбирать фотоэмульсии с более высоким содержанием твердых частиц.

d. Вязкость фотоэмульсии. Чем более вязкая фотоэмульсия, тем на более крупные номера сеток ее можно наносить.

Рекомендуем фотоэмульсии для всех видов краски Azocol Z1, Azocol Poly-Plus S, Azocol Poly-Plus S-RX, Ceracop 2300.

4. Выбор и контроль кюветы. Выберите кювету нужной длины. Количество эмульсии, которое она может продавливать зависит от радиуса ее кромки. Чем больше радиус, тем больше фотоэмульсии продавливается через сетку. Проконтролируйте качество и чистоту кромки кюветы. Наличие забоев и остатков фотоэмульсии недопустимо.

5. Выбор схемы нанесения. При выборе схемы нанесения нужно знать, что результат зависит от радиуса кромки кюветы. Если на одной кювете радиус маленький, а на другой большой, то в первом случае слой эмульсии будет меньше чем во втором при одинаковых схемах нанесения.

6. Нанесение с печатной стороны. Нанесение фотоэмульсии с печатной стороны делают для смачивания сетки и выдавливания воздушных пузырей из крупной сетки. Нанесение проводят при вертикальном положении рамы и движении кюветы снизу вверх.

7. Нанесение фотоэмульсии с ракельной стороны. Нанесение фотоэмульсии с ракельной стороны делают сразу после нанесения с печатной стороны по сырой фотэмульсии. Это приводит к получению слоя эмульсии с печатной стороны. Нанесение проводят при вертикальном положении рамы и движении кюветы снизу вверх.

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

8. Сушка фотоэмульсии. После нанесения, фотоэмульсию нужно высушить в горизонтальном положении ракельной стороной вверх. Температура сушки не должна превышать 30°С. При высокой температуре сушки эмульсия может полимеризоваться (задубеть) еще до процесса копирования. При печати водными красками сушка должна быть более тщательной. Влага оставшаяся в эмульсии снижает тиражестойкость трафарета.

9. Дополнительное нанесение. Дополнительное нанесение фотоэмульсии после ее сушки делается для выравнивания ракельной или печатной стороны. Дополнительное нанесение делают тогда, когда это необходимо.

a. По сухому с ракельной стороны. Это нанесение делается тогда, когда требуется лучшее скольжение ракеля на крупных сетках. После каждого нанесения фотоэмульсии, трафарет сушиться в горизонтальном положении ракельной стороной вверх. Количество нанесений с сушкой зависит от величины ячейки. Чем крупнее ячейка, тем больше нанесений требуется для ее выравнивания.

b. По сухому с печатной стороны. Это нанесение делается тогда, когда требуется маленькая толщина слоя фотоэмульсии, но при этом ровная ее поверхность с печатной стороны (печать тонких линий, растровых изображения). После каждого нанесения фотоэмульсии, трафарет сушиться в горизонтальном положении печатной стороной вверх. Количество нанесений с сушкой зависит от величины ячейки. Чем крупнее ячейка, тем больше нанесений требуется для ее выравнивания.

 

Монтаж позитива (фотовывода).

 

1. Проверка сухости фотоэмульсии. Фотоэмульсия должна быть хорошо высушена, не должно быть недосушенных капель воды и эмульсии на раме.

2. Проверка грязи на фотоэмульсии. На эмульсии не должно быть грязи и пыли.

3. Проверка матовой стороны. Позитив (фотовывод) должен быть выполнен так, чтобы при монтаже на трафарет матовая сторона соприкасалась с фотоэмульсией. При прямой печати матовая сторона читается, при печати трансферов не читается. Существуют и исключения, которые идут от требований заказчика.

4. Проверка грязи и пыли на позитиве (фотовыводе). На позитиве (фотовыводе) не должно быть грязи и пыли. Если она существует, то аккуратно протрите позитив спиртом.

5. Проверка плотности черного. Плотность черных участков позитива должна быть не менее 3 единиц. Это значит, что на просвет через него лампы дневного освещения не должны быть видны.

6. Проверка пробоев. На темных участках позитива не должно быть прозрачных точек. Это можно проверить на просвет. Если таковы присутствуют и их можно заретушировать черным маркером, но лучше заново вывести позитив.

7. Общие рекомендации по расположению позитива (фотовывода). Как правило, у каждого печатного станка существуют свои требования по расположению изображения для печати. Но существуют базовые правила. Поле входа ракеля не должна быть больше поля выхода. Изображение должно быть расположено по центру рамы вдоль хода ракелю. Чем больше поле входа, выхода и торца, тем меньше искажений в печати и т.д.

 

Экспонирование фотоэмульсии.

 

1. Контроль чистоты стекла копировальной рамы. Если на стекле присутствует пыль, грязь, остатки краски и эмульсии то все это даст пробои на самом трафарете, который придется ретушировать в местах пробоях. А если пробой будет в растровом изображении, то Вам придется переделывать раму, иначе в печати будет брак.

2. Установка трафарета в копировальную раму. Положить раму печатной стороной с позитивом к стеклу. Положить вокруг рамы вакуумный шнур. Вакуумный шнур служит для обеспечения равномерного вакуума по всему периметру трафарета, тем самым достигается максимальный контакт между фотоэмульсией и позитивом (фотовыводом). Закрыть раму и включить вакуумный насос. Убедиться в полной откачке воздуха из копировальной рамы. Если вакуумация качественная, вакуумная резина полностью облегает внутренние углы рамы.

3. Установить расстояние от лампы до копировальной рамы. От расстояния зависит качество копирования тонких линий и время экспонирования. Чем больше расстояние, тем лучше качество и больше время. Чем меньше расстояние, тем хуже качество, но меньше время. Минимальное расстояние должно быть не меньше чем диагональ копируемого позитива. При увеличение расстояния время изменяется пропорционально квадрату расстояния.

4. Установить время копирования. Время копирования можно определить с помощью ступенчатого экспонирования. Для этого используется светофильтры Kiwo ExpoCheck. Он состоит из трех разрешающих пленок и одной 9-ти ступенчатой серой пленки-фильтра. Эта комбинация позволяет определить не только оптимальное время и допуск времени экспонирования, но и готовность к выполнению любого печатного задания с использованием любой сетки.

Параметры влияющие на время экспонирования:

№ сита (чем крупнее сито, тем больше время экспонирования).

Цвет сита (окрашенное сито увеличивает время в 1,5-2 раза).

Толщина слоя фотоэмульсии (чем толще слой, тем больше время экспонирования).

Ресурс лампы (чем дольше работает лампа, тем больше становиться время экспонирования).

5. Экспонирование изображения. В процессе экспонирования происходит засвечивание тех участков эмульсии на сетки, которые не закрыты черным слоем позитива (фотовывода). В процессе копирования ось света должна быть перпендикулярна стеклу рамы. После окончания времени копирования сбросьте вакуум, откройте раму и выньте трафаретную форму.

 

Проявка трафарета.

 

1. Смывка не засвеченной фотоэмульсии. Смочите фотоэмульсию теплой водой с ракельной и печатной стороны. Дайте фотоэмульсии постоять 1-3 минут (фотоэмульсия должна впитать влагу). Чем толще слой фотоэмульсии, тем дольше она должна отмокать.

2. Промывка под давлением. Смывать под давлением не засвеченную фотоэмульсию необходимо только с печатной стороны т.к. с ракельной стороны проще вымыть засвеченную эмульсию. Осторожно. При проявке под давлением лучше промываются наиболее тонкие детали и растровые изображения. Расстояние при промывке не менее 15 см.

3. Проверка фотоэмульсии. Посмотрите на просвет как промылись тонкие детали. При пересвете фотоэмульсии они плохо вымываются. Потрите пальцем эмульсию с ракельной стороны. При недосвете фотоэмульсии, ракельная сторона трафарета мыльная и имеет более светлый оттенок по сравнению с печатной, при этом могут промыться края позитива. При сильном недосвете, фотоэмульсия может отслаиваться от сита или вылетать от давления воды.

4. Сушка трафаретной формы. Окончательную сушку производят в сушильном шкафу с помощью потока теплого воздуха (30-40°С).

 

Финишная обработка трафарета.

 

1. Досветка трафарета. Для увеличения тиражестойкости трафарета, а также стойкости к воде его можно дополнительно засветить с ракельной стороны 10-20 мин. Досветку нужно производить при больших тиражах печати и при работе на водных красках.

2. Задубливание эмульсии. При больших тиражах от 10 000 отпечатков в основном для красок на водной основе, имеет смысл задубить фотоэмульсию с помощью отвердителя KIWOSET K. В результате этой операции ее тиражестойкость сильно увеличивается, но после печати фотоэмульсия не регенерируется, становится необратимой.

3. Ретуширование трафарета. Если вы соблюдаете чистоту в процессе производства и следите за стеклом копировальной рамы, то ретушировать отверстия на фотоэмульсии не придется. Эту операцию производят в том случае если на поле фотоэмульсии есть отверстия (пробои) через которые может протечь краска, а также по краям нанесенной фотоэмульсии. Для этого нужно выбрать правильный тип ретуши (для водных красок или для сольвентных и УФ). Ретушировать нужно с печатной стороны тонким слоем. Самый идеальный вариант положить ретушь вровень с фотоэмульсией. Для этого можно снижать вязкость ретуши. После нанесения ретушь высушивают в сушильном шкафу.

Для данных работ рекомендуем следующие ретуши: Kiwofiller 407 Red, Kiwofiller 408 Green, Kiwofiller WR 01.

 

Регенерация трафаретной формы.

 

1. Контроль чистоты трафарета от краски. Трафаретная форма перед регенерацией должна быть очищенна от остатков краски и скотча.

2. Подготовка отслаивателя эмульсии. Для отслаивания эмульсии применяются водные растворы препаратов Pregasol EP3, Pregasol Tabs, которые разводятся теплой водой. Также имеются готовые растворы Pregasol F, Pregasol P.

3. Очистка остатков краски. Эта операция снижает количество красочных пятен и улучшает процесс отслаивания фотоэмульсии.

a. Для пластизолевых красок перед началом регенерации нужно нанести на фотоэмульсию с двух сторон щелочь PREGAN PASTE не более чем на 5 минут. После этого смыть под душем и затем обработать высоким давлением. Эта операция очищает сетку от остатков красок и упрощает отслаивание.

b. Для сольвентных и УФ красок перед началом регенерации нужно нанести на фотоэмульсию с двух сторон щелочь PREGAN 244E на 10-15 минут. Этот высокоактивный растворитель очищает остатки краски, но не разрушает фотоэмульсию. Смывается под давлением.

4. Смывка фотоэмульсии.

a. Нанести смывку фотоэмульсии с печатной и ракельной стороны с помощью щетки.

b. Разотрите щеткой слой фотоэмульсии с печатной стороны. Дайте постоять трафарету в горизонтальном положении печатной стороной вверх. Не оставляйте больше чем на 15-20 минут раму с нанесенным отслаиваетелем, иначе смыть подсохшую эмульсию будет очень проблематично.

c. Смойте остатки фотоэмульсии водой под высоким давлением с ракельной стороны на расстоянии 10-15 см.

Фотоэмульсия плохо отслаивается:

Применили неправильный очиститель, который ее поддубил. Фотоэмульсию для водных красок нельзя обрабатывать сольвентными очистителями.

Фотоэмульсия была недосвечена и задубилась в поцессе печати.

Передержали ослаиватель на фотоэмульсии больше необходимого времени.

5. Очистка фантомных изображений. Фантом это остатки краски в виде тонкого слоя в открытых местах сита. Визуально вы наблюдаете бледную тень на сите от предыдущих печатных изображений. Наличие фантомов снижает адгезию фотоэмульсии с ситом, а также влияет на равномерность нанесения красочного слоя при печати. Иногда можно наблюдать на новом оттиске наличие паразитного изображения от предыдущих заказов, особенно при применении высоких номеров сита. Для быстрого удаления этих изображений применяется химия PREGAN PASTE + PREGAN COMBI-CLEAN. Сначала наносится первый компонент PREGAN PASTE после прямо на него наноситься второй компонент PREGAN COMBI-CLEAN.

Полученную смесь равномерно растирают щеткой по всей поверхности сетки с печатной и ракельной стороны и дают постоять 10-15 минут для сольвентных и пластизолевых красок и 15-20 минут для УФ красок. После выдержки трафарет промывают душем и под давлением.

6. Глубокая химическая очистка трафаретной сетки применяется тогда когда фантомы и остатки фотоэмульсии не смываются быстрым методом. Также от различных химических реакций могут оставаться остатки фотоэмульсии, которые не смываются стандартными смывками и мешают прохождению краски через сито. Обычно это происходит из-за неправильного копирования фотоэмульсии (фотоэмульсия не досвечена), нарушения технологий по составлению красок и их смывки с трафарета (применение несовместимых с фотоэмульсией красок, разбавителей, растворителей и различных добавок, не рекомендованных фирмой производителем), отсутствие при регенерации насоса высокого давления. Категорически нельзя применять со многими фотоэмульсиями такие растворители как (№646 - 650, Ацетон), экономия на растворителе приводит к потере сита, а это, как правило, всегда дороже и по финансам и по времени.

Для удаления этих изображений применяется химия Pregan Anti-Ghost Extra. Этото препарат не оказывают сильного воздействия на сетку.

 

Закрыть