Краски для печати

 

Краски для печати.

 

Состав краски.

 

Красящие вещества. Красящими веществами являются пигменты или красители. Пигменты растворяются в связующем, а красители нет. Пигменты могут быть органическими и неорганическими. Органические пигменты применяются для производства прозрачных красок, а неорганические пигменты для производства непрозрачных красок.

 

 

Связующее. Задача связующего склеить красящее вещество с поверхностью печатного изделия. От свойства связующего зависят: адгезия краски с печатным материалом, способы сушки, светостойкость, высота красочного слоя, глянец, стойкость к истиранию. В основе связующего, как правило, лежит смола с растворителем, который отвечает за консистенцию краски до момента ее высыхания.

 

 

Добавки. Для улучшения свойства краски существуют различные добавки. Ниже перечислены основные их виды. У производителей могут существовать и другие специализированные добавки.

Растворители - снижают вязкость краски.

Замедлители - снижают вязкость краски и скорость ее высыхания.

Улучшители текучести - улучшают растекание краски на отпечатке, снижают образование мелких пузырей.

Загустители - делают краску более вязкой и густой.

Антистатики - улучшают электропроводность краски, снижают накопление статического разряда, уменьшают статическое разбрызгивание.

Отвердители и катализаторы - улучшают адгезию краски к сложным материалам.

Матирующие пасты и порошки - делают краску более матовой.

Тонеры - красящие добавки, увеличивающие светосилу (насыщенность) цвета.

При неправильном применении добавок можно ухудшить свойства краски. Поэтому всегда строго следуйте рекомендациям производителя краски.

 

Основные параметры краски.

 

1. Тип связующего. От типа связующего зависят печатные, эксплуатационные и адгезивные свойства краски.

2. Способ сушки (естественная сушка, конвекционная, ИК (инфракрасное излучение), УФ (ультрафиолетовое излучение)). От способа сушки зависит скорость высыхания краски и ее адгезия к запечатываемому материалу.

 

 

3. Степень укрывистости (Прозрачная, полупрозрачная, полу кроющая, кроющая, суперкроющая). Степень укрывистости показывает, насколько плотно красочный слой может закрыть темный цвет запечатываемого материала. Если напечатать прозрачной краской на черный цвет, то цвета краски не будет видно. Если краска полу кроющая, то цвет краски будет грязный из-за просвечиваемого цвета подложки. Суперкроющие краски способны максимально плотно закрыть черный цвет.

 

* показана печать полупрозрачными красками на белой и черной подложках.

 

4. Высота краски (низкая, средняя, высокая). Высота краски говорит о том, насколько толстый красочный слой останется после ее полного высыхания (Рельеф отпечатка).

 

 

5. Уровень глянца (краска суперматовая, матовая, бархатисто матовая, глянцевая, суперглянцевая). Глянец краски показывает, насколько сильно красочный слой может отражать или рассеивать свет.

 

Свойства трафаретных и тампонных красок.

 

Трафаретные краски должны быть короткими и обладать высокими тиксотропными свойствами. Чем короче краска, тем лучше она выходит из ячеек сетки. Чем более высокие тиксотропные свойства тем лучше краса проникает через сетку.

Короткая краска. Это способность краски рваться при растяжении. Если вы попробуете взять шпателем краску из банки, то за шпателем не должны тянуться длинные нити. Краска, как бы отрывается от основной своей массы.

Тиксотропное свойство. В трафаретной печати краски должны обладать высоким тиксотропным свойством, то есть способностью увеличивать свою текучесть под воздействием давления. В процессе печати ракель оказывает давление на краску, краска становится более текучей, после чего она лучше проходит через сетку на запечатываемую подложку. Чем более высокие тиксотропные свойства, тем лучше краска проникает через сетку.

Тампонные краски должны быть длинными и обладать низкими тиксотропными свойствами. Чем длиннее краска, тем лучше она переходит с поверхности тампона на изделие. Чем ниже тиксотропные свойства, тем четче будет край отпечатка.

Длинная краска. Это способность краски тянуться при растяжении. Если вы попробуете взять шпателем длинную краску из банки, то за шпателем должны тянуться длинные нити.

Тиксотропное свойство. В тампонной печати краски должны обладать низким тиксотропным свойством. При давлении тампона краска не должна становиться более текучей.

 

Смешивание красок по каталогу «PANTONE formula guaide».

 

3 способа для получения цвета красок по каталогу «PANTONE»

 

 

1. Первый способ на основании 16 базовых цветов и рецептуры смешения прописанной в самом каталоге «PANTONE». Для этого производитель краски должен поставлять базовые цвета в точном соответствии с базовыми цветами каталога. Смотрите первые закладки веера. При этом надо иметь в виду, что базовые цвета по каталогу полупрозрачные, поэтому в рецептуре применяется вместо белого цвета прозрачная краска «trs. White».

2. Второй способ на основании рецептуры смешения поставляемой фирмой производителем краски, которая за основу берет свои базовые цвета. Как правило, базовые цвета фирмы производителя могут быть кроющими и отличаться от базовых цветов по каталогу «PANTONE», поэтому очень часто цвет по данной рецептуре не точно соответствует цвету из каталога, но, как правило, очень близок (±1 шкала). Базовые краски производителей могут быть как полупрозрачные, полу кроющие, так и кроющие. Данный способ является наиболее точным, т.к. фирмы производители красок занимаются подбором оттенков по Pantone и на выходе получают готовую к смешению рецептуру.

3. Третий способ — это смешивание цвета «на глаз» (не рекомендуем пользоваться данным способом), если нет никаких рецептур производителя и базовые цвета, не соответствуют базовым цветам каталога. Для этого за основу берется рецептура по каталогу «PANTONE», а базовые цвета выбираются наиболее близкие из цветов производителя. При этом нужно выбирать цвет базовой краски более чистый, он может быть более насыщен, но от его чистоты зависит чистота смешиваемого цвета. Если основной цвет выбран грязный, то чистый цвет получить практически невозможно. Понятие чистого цвета можно представить из основных цветов триады (Краски для печати полноцветных изображений CMYK). Триадные краски имеют максимальную чистоту цвета, т.к. от этого зависит чистота оттенков в полноцветном изображении. Сделать из чистого цвета грязный, очень просто, например, добавив в него черной краски. Получить из грязного цвета чистый, практически невозможно. Если большинство цветов производителя грязные, получить большинство цветов по «PANTONE» будет невозможно. При смешивании красок на «глаз» нужно четко знать, какой цвет при добавлении в краску будет изменять ее цвет в нужный оттенок. На основе смешения базовых красок триады мы можем это видеть достаточно четко.

 

Цветовое восприятие человека.

 

Человек является трихроматом — сетчатка глаза имеет 3 вида рецепторов света, ответственных за цветное зрение. Каждый вид колбочек реагирует на определенный диапазон видимого спектра. Отклик, вызываемый в колбочках светом определённого спектра называется цветовым стимулом, при этом свет с разными спектрами может иметь один и тот же цветовой стимул, и таким образом восприниматься одинаково человеком. Это явление называется метамерией — два излучения с разными спектрами, но одинаковыми цветовыми стимулами будут неразличимы человеком.

 

 

Цветовое пространство стимулов можно представить, как трехмерное евклидово пространство, если задать координаты x, y, z в качестве значений стимулов, соответствующих отклику колбочек длинноволнового (L), средневолнового (M) и коротковолнового (S) диапазона оптического спектра. Начало координат (S, M, L) = (0, 0, 0) будет представлять чёрный цвет Blk. Белый цвет не будет иметь чёткой позиции в данном определении диаграммы всевозможных цветов, а будет определяться например через цветовую температуру, или через определённый баланс белого, или каким либо иным способом. Полное цветовое пространство человека имеет вид конуса в форме подковы (как показано на рисунке справа).

 

Хроматические координаты Yxy.

 

 

 

Из этого рисунка видно: при смешивании в равных пропорциях пурпурного цвета с желтым получается красный, желтого с голубым зеленый и голубого с пурпурным синий. Если изменять пропорции смешивания, то мы можем получать большое количество промежуточных цветов: от пурпурного до желтого, от желтого до голубого и от голубого до пурпурного.

Также при смешении красок нужно иметь в виду сложность цвета. Простой цвет состоит из 2х цветов. Сложный из 3х, а очень сложный из 4х. Как правило, более 4х цветов при смешении красок в каталоге «PANTONE» не применяется. Чем больше цветов смешивается, тем сложнее точно получить цвет по «PANTONE». При добавлении небольшого количества (1-3%) темных цветов в краску (Черный, темно синий, темно зеленый и т.д.) рекомендуется их разбавить прозрачной краской (соотношение 1к 3м или 4м) для более точной дозировки. При смешивании красок также нужно учитывать освещение. В помещениях с освещением лампами накаливания и люминесцентными лампами смешенный цвет будет иметь различный оттенок. Цвет краски смешанный по «PANTONE» может визуально отличаться от его отпечатка, если изделие не белого цвета. Также матовый и глянцевый отпечаток одного и того же цвета по «PANTONE» визуально отличаются друг от друга. Поэтому в каталоге «PANTONE» существуют два раздела глянцевых и матовых цветов. Глянцевый цвет имеет индекс С, а матовый U.

 

Смешение металлических цветов.

 

 

Цвет металлических красок золото, серебро, перламутр зависит от цвета пудры или связующего. В бронзах и серебре оттенок цвета напрямую зависит от цвета бронзового или алюминиевого порошка, так как порошок смешивается с прозрачным лаком. В перламутрах оттенок зависит от цвета прозрачной базы, так как перламутровый порошок на основе слюды не имеет цвета. Если связующее синего цвета смешать с перламутровым порошком, то мы получим синюю краску с металлическим отблеском. Некоторые производители красок, золото и серебро получают на основе перламутрового порошка оттенка прозрачной базы. В золотой краске она желто коричневого цвета, в серебряной светло серая. Если требуется сделать перламутровое золото более светлым, то можно в него добавить серебро. Если Перламутровое золото нужно сделать более бронзовым, то нужно добавить рубиновой прозрачной краски. В качестве добавки можно использовать пурпурный цвет триадной краски. Количество пудр, добавляемое в краску не должно превышать 30% от ее объема. Нужно иметь ввиду, что если в серии красок применяется отвердитель, то его нужно брать исходя из объема связующего, а не краски!

Закрыть